Регистрация

Характеристика района аэродрома

Район аэродрома расположен в южной части обширного Средне-Сибирского плоскогорья, поверхность которого представляет собой возвышенное плато с отдельными сопками и кряжами. Рельеф окружающей местности холмистый с незначительными вершинами. Сопки и долины покрыты хвойным лесом с высотой деревьев до 40 метров.Местность района аэродрома в северной части – холмистая, в южной – горная. Через район аэродрома проходит электрифицированная железная дорога Братск—Усть-Кут—Звёздный, вдоль железной дороги проходит высоковольтная линия электропередач с высотой опор 30-35 м. и автомобильная дорога. С юго-запада на северо-восток протекает река Лена, очертания берегов которой являются характерным навигационным ориентиром.

Климат

Аэродром Усть-Кут расположен в зоне резко-континентального климата (степень континентальности 63%). Погода района аэродрома обуславливается расположением на левом берегу Лены выше её долины на 300-350 метров.Средняя годовая скорость ветра – 3,9 м/с. Повторяемость скоростей ветра, превышающих установленные пределы, наблюдается весной (апрель-май) и в ноябре. В зимнее время преобладают ветры юго-западного, а тёплый период западного и северо-восточного направления.В районе аэродрома с посадочным магнитным путевым углом (ПМПУ) 300° на удалении 8-10 км от искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) при скоростях ветра 3 м/с и более наблюдается орографическая болтанка.Абсолютное минимальное давление 902,9 мб.

Видимость в районе аэродрома

Низкая облачность зависит от синоптической обстановки и от местных особенностей района. Наибольшая повторяемость низких облаков и тумана приходится на август-октябрь. Рост количества низко расположенных облаков – слоистых и разорвано-слоистых форм отмечается в основном в утренние и дневные часы. Минимальное количество низких облаков наиболее вероятно в ночные часы.Горизонтальная дальность видимости достигает наименьших значений с ноября по апрель, за счёт снегопадов и метелей.

Температура

Среднегодовая температура воздуха составляет -3,4 °C. Минимальные температуры отмечаются в декабре-январе, максимальные в июле. Абсолютный минимум температуры воздуха -52 °C.

Климат аэродрома
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек.
Средняя температура, °C −27,9 −23,1 −12 −2,5 7,3 15,6 17,9 12,5 5,5 −2,7 −11,1 −27,1

Осадки

Осадки наблюдаются в течение всего года. Число дней с осадками составляет от 125 до 185 в год.
Грозы наблюдаются с мая по август, в основном во второй половине дня и связаны с прохождением фронтов.Гололед наблюдается редко.

Препятствия в районе аэродрома

В районе аэродрома имеются препятствия, превышения которых:

  • относительно уровня моря —- Hабс;
  • относительно уровня аэродрома –- H.
Наименование препятствия
Hабс, м
H, м
Истинный азимут (А), °
расстояния (S) от КТА, км
Высота «708»
709
42
45
14
Высота «757»
758
91
180
15
Высота «703»
703
36
306
5,6
«Телевышка»
837
170
210
8
Высота «782»
783
116
101
24
Высота «755»
766
99
142
17
Высота «798»
799
132
153
30
Высота «848»
849
182
169
43
Высота «864»
865
198
189
43
Высота «728,3»
684
17
220
17
Высота «713»
684
17
33
17
Высота «775»
714
47
360
47

Радиолокационная информация и отображение препятствий в районе аэродрома

Класс воздушного пространства в границах района аэродрома в период работы диспетчерского пункта КДП МВЛ — C (предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения). В остальное время в районе аэродрома установлен класс воздушного пространства G и предоставляется только полетно-информационное обслуживание воздушного движения.

Показатели деятельности

Показатели деятельности по годам:
Операционные показатели 1983

(макс.)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Пассажиропоток

(тыс. пасс.)

228,3 33,6 20,4 76,1 115 133 134,4 70,6 72,2 77,9 83,5 90
Коммерческое

обслуживание груза (тонн)

26700 819 781 705 447 478 450
Коммерческое обслуживание

почты (тонн)

536 26 27 28 28 26

Начиная с 2008 году произошло значительное увеличение прибыли за счёт увеличения вахтовых перевозок до нефтяных месторождений Иркутской области

Чистая прибыль оператора аэропорта в 2015 году составила 6,88 млн руб. по сравнению с чистым убытком в 2014 г. — 4,92 млн руб.

Технические характеристики

Размеры ВПП: 2000 Х 45 м, класс ВПП: Г, покрытие: армобетон, курсы посадки: 300 и 120. Центральные ряды ИВПП имеют классификационное число покрытия 39/R/A/X/T ; крайние ряды — 30/R/A/X/T.

Порог 300: 56°51’12.48’’ СШ, 105°44’42.84’’ ВДПорог 120: 56°51’41.52’’ СШ, 105°42’56.94’’ ВДИмеется две рулёжные дорожки (РД-1 — покрытие армобетон, асфальт; РД-2 — уплотнённый грунт/снег).

Система перронов:
Имеется бетонный перрон 300 м × 100 м (PCN 46/R/A/X/T), оборудованный централизованной системой заправки и запуска воздушных судов, а также отдельная площадка для стоянки вертолётов.
Аэропортовый комплекс:

  • пассажирский терминал (требует реконструкции) — 50 пасс/час
  • топливозаправочный комплекс (принадлежит ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут»)

Аэропорт не оснащен пассажирскими трапами

Аэронавигационное обслуживание осуществляет Усть-Кутское отделение филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».Наблюдение за метеообстановкой и метеоконсультацию осуществляет ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

Радиотехническое обеспечение полётов

Рабочие частоты аэродрома
Усть-Кут Вышка 118,3 МГц
Усть-Кут район (ОВЧ) 120,8 МГц
Усть-Кут район (ВЧ) 4,728 МГц
Усть-Кут «» 127,4 МГц
Усть-Кут Транзит 131,7 МГц
Аэродромная спецтехника 163,75 МГц
Радиобюро, позывной «Вантуз-2» 6,480 МГц
Аварийная частота (бедствие) 121,5 МГц
ДПРС (опознавание «ЦИ») 326 кГц
БПРС (опознавание «Ц») 670 кГц
КРМ (опознавание «ИЦИ») 108,9 МГц
ГРМ 329,3 МГц

Радиолокационное и радионавигационноеобеспечение Тип средства Примечание
ОРЛ-А АОРЛ-1С
Пеленгатор АРП-75
РМС (ILS) СП-80 ПМПУ 300
ОСП ПАР-10С, АРМ-150 ПМПУ 300

ОМИ «Светлячок» // упрощённая система огней приближения //

Принимаемые типы ВС

— круглогодично:.

  • самолёты: Let L-410 (Л-410), Ил-114; Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, ATR-42, ATR-72, CRJ-200, Як-40
  • вертолёты: всех типов

— по дополнительному согласованию:
Ан-140, Ан-148, Як-42, Ил-76, Ту-134-(зимой)

Район аэродрома

Происшествия и катастрофы

5 марта 1970 года, самолёт Ли-2 бортовой номер CCCP-58340 авиакомпании Аэрофлот получил серьёзные повреждения при взлёте в результате смещения груза (мешки с цементом) и потерпел крушение в районе ближней приводной радиостации. Погибших нет.

17 декабря 1976 года самолёт Як-40 авиакомпании Аэрофлот (бортовой номер СССР-88208) сразу после вылета из Усть-Кута задел деревья и упал в лес. Погибли 7 человек. Причина катастрофы — ошибка экипажа..

14 января 2010 года частный вертолёт Robinson Helicopter R44 (бортовой номер RA-04145) совершал тренировочный полёт в районе аэродрома Усть-Кут и вынужденно приземлился в 70 км. Диспетчер УВД от экипажа принял информацию об аварийной посадке. Пилот сообщил, что состояние здоровья у него удовлетворительное, а у пассажира имеются обморожения. В результате катастрофы пассажир получил тяжелые обморожения нижних конечностей. Причина происшествия — ошибка пилота.

5 июля 2011 года вертолёт Ми-8 авиакомпании UTair (ТюменьАвиаТранс — ТАТ) (бортовой номер RA-22350) вылетел из Усть-Кута в 12:23 по Иркутскому времени (7.23 мск) на буровую номер 72 в Катангский район (720 км). В вертолёте находились вахтовики компании «Роснефть-Бурение» (13 человек, среди них была одна женщина) и 3 члена экипажа, летевшие на буровую «Даниловская». После приземления вертолёта на посадочную площадку между посёлками Непа и Преображенка, в глухой местности, расположенную в 2,5 километрах от буровой станции, экипаж приступил к высадке пассажиров. При высадке пассажиров у вертолёта провалилось колесо в грунт, экипаж попытался выровнять вертолёт, но он начал заваливаться и лег набок, в результате чего одного человека порубило винтом, а второго придавило фюзеляжем. Четырнадцать человек при посадке получили тяжелые травмы, и двое из них погибли.

История[7]

Строительство аэропорта началось в 1963 году в 12 км севернее Усть-Кута на вершине сопки. Была оборудована грунтовая взлётно-посадочная полоса. С осени того же года начали осуществляться первые рейсы самолётов Ан-2, Ил-14, стали летать первые вертолёты.

В 1966 году аэропорт принял первый грузовой самолёт Ан-12. Кроме него, полёты осуществлялись на самолётах Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12, вертолётах Ми-2, Ми-4. В зимний период на грунтовой полосе уплотнялся снег, проводилась разметка габаритов ВПП, что позволяло принимать грузовые транспортные самолёты Ан-12.

В 1970-х гг. значение аэропорта Усть-Кут возросло в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и открытии новых алмазодобывающих районов в Якутии. Введены пассажирские рейсы на самолётах Ан-90 и Як-40. Построены здание авиационно-технической базы склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УДВ и другие сооружения.

В 1979 году завершено строительство искусственной взлётно-посадочной полосы для тяжёлых типов самолётов, оборудованной автоматизированной системой посадки и свето-сигнальной системой для обеспечения приёма самолётов в тёмное время суток.

В 1980-е гг. аэропорт достигает пика своего развития и по объёмам отправок груза занимает лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. Приём и выпуск воздушных удов осуществляется круглосуточно. В году через аэропорт Усть-Кут отправлено 228,3 тыс. пассажиров, 26,7 тыс. тонн грузов, 536 тонн почтового груза. Построены бетонный перрон здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолётов, тёплые боксы для автотехники, оборудованы централизованная система заправки и выпуска воздушных судов, места стоянок для вертолётов.

В 1990-х гг. объёмы работ резко упали. Ежегодное падение объёмов составляло 30—40 %. С по годы годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18,3 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн), а отправки пассажиров — в 15 раз (с 111 тыс. чел. до 7,2 тыс. чел. в год).

Объединённое авиапредприятие было реорганизованно, на его базе созданы три предприятия: ГП «Авиакомпания „Усть-Кутавиа“» (эксплуатация воздушных судов), ГП «Аэропорт Усть-Кут» (эксплуатация аэропорта) и Усть-Кутское отделение управления воздушным движением. С 1993 года основным оператором и эксплуатантом аэропорта является акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут».

К 2000-м гг. в аэропорту сохранена вся инфраструктура, необходимая для обслуживания грузовых перевозок на самолётах и вертолётах, в том числе в больших объёмах. Произведена замена свето-сигнального оборудования ВВП, произведён ремонт инженерных коммуникаций, осуществляется текущий ремонт ВВП, обновляется спецтехника на её содержание.
В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут» приобрела авиакомпания «ЮТэйр», планирующая использовать его как свою основную базу в Восточной Сибири.

В 2011 году аэропорт стал победителем отборочного этапа межрегионального конкурса «Лучшие предприятия авиационного комплекса Сибири — 2011», получив наивысшую оценку по услуге «Организация и обеспечение безопасности полетов; обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок на региональных и местных авиамаршрутах» — (65 баллов из 65).

В 2012 году ОАО «Аэропорт Усть-Кут» награждено дипломом второй степени «Лучший предприниматель года в Иркутской области» за достижения в предпринимательской деятельности в номинации «Субъекты среднего предпринимательства».

Ссылка на основную публикацию