Аэропорт алма ата, алматы (ala)

Авиакомпании и направления

пассажир

Авиакомпании Направления
аэрофлот Москва-Шереметьево
Air Arabia Sharjah
Эйр Астана Актау , Актобе , Астана , Атырау , Баку , Бангкок Суварнабхуми , Пекин-Столица , Бишкек , Дели , Дубай-International , Душанбе , Хошимин , Гонконг , Стамбул-Ататюрк , Караганда , Казань , Киев-Борисполь , Куала — Лумпур -Международный , Кызылорда , Москва-Шереметьево , Oral , Оскемен , Павлодар , Санкт — Петербург , Сеул-Инчхон , Шымкент , Ташкент , Тбилиси , Ürümqi Сезонное: Анталия
AirBaltic Сезонная: Рига
Ангара Красноярск-Емельяново
Asiana Airlines Сеул-Инчхон
AtlasGlobal Сезонная: Анталия
Азербайджанские авиалинии Баку (начинается 2 апреля 2019)
Bek Air Актау , Актобе , Астана , Атырау , Костанай , Оральный
Белавиа Минск
China Southern Airlines Ürümqi
Ellinair Сезонные: Салоники
Flydubai Дубай-International
Hainan Airlines Пекин-Капитал
Kam Air Кабул
Lufthansa Франкфурт
Pegasus Airlines Стамбул-Сабиха Гекчен
Qazaq Air Астана , Бишкек (начинается 21 марта 2019), Павлодар , Шымкент , Костанай , Кызылорда Сезонное чартер: Иссык-Куль
S7 Airlines Новосибирск
SCAT Airlines Актау , Актобе , Астана , Атырау , Караганды , Кокшетау , Костанай , Минеральные Воды , Oral , Оскемен , Петропавл , Семей , Шымкент , Тараз , Ушарал , Сиань , Жезказган Сезонное: Анталия , Санья
Сомон Эйр Душанбе
Воскресный Airlines Сезонное чартер: Анталия , Nha Trang , Пхукет Шарм — эль — Шейх
турецкие авиалинии Стамбул-Ататюрк (заканчивается 4 апреля 2019), Стамбул (начинается 5 апреля 2019)
Turkmenistan Airlines Ашхабад
Международные авиалинии Украины Киев-Борисполь
Уральские авиалинии Москва-Жуковский , Санкт — Петербург
Uzbekistan Airways Ташкент

грузовой

Прибытие в зале

вид Фартук

Авиакомпании Направления
AirBridgeCargo Airlines Гонконг
Карголюкс Будапешт , Гонконг , Люксембург
Cargolux Italia Гонконг , Милан-Мальпенса
Lufthansa Cargo Гуанчжоу , Гонконг , Ташкент
MNG Airlines Стамбул-Ататюрк
Qatar Airways Cargo Доха , Гонконг
Silk Way Airlines Чжэнчжоу
Turkish Airlines Cargo Астана , Бишкек , Гуанчжоу , Стамбул-Ататюрк , Сеул-Инчхон , Шанхай-Пудун , Тайбэй-Таоюань
UPS Airlines Кёльн / Бонн , Сеул-Инчхон , Шанхай-Пудун

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 июля 2019.

  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 апреля 2011.

  3. . Дата обращения 09 августа 2018.

  4. . Дата обращения 09 августа 2018.

  5. . Дата обращения 29 августа 2019.

  6. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2013.

  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 апреля 2011.

  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 июля 2013.

  9. . Дата обращения 24 декабря 2003.

  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 сентября 2017.

  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 2 февраля 2019.

  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 апреля 2019.

  13. . Дата обращения 27 мая 2011.

  14. . Дата обращения 27 мая 2011.

  15. . Дата обращения 13 ноября 2018.

  16. . Дата обращения 13 ноября 2018.

Транспортная инфраструктура

Аэропорт расположен в северной части города, примерно в 15 километрах от центра Алма-Аты, связан с центром города через улицы Суюнбая, Хмельницкого и Майлина (время в пути — от 20 минут в зависимости от загрузки трасс). Также добраться до аэропорта можно через проезд по Восточно-объездной автодороге, Кульджинскому тракту и по улице Бухтарминской с выездом на Майлина.

В аэропорт или проездом идут следующие маршруты общественного транспорта:

Автобусные

  • Автобус № 36, маршрут: жд-вокзал Алматы-1 — пос. Маяк
  • Автобус № 41, маршрут: микрорайон Кок-Жиек — мкр. Нуршашкан
  • Автобус № 79, маршрут: Жандосова/Саина — пос. Аль-Мерек
  • Автобус № 86, маршрут: ул. Торайгырова — Академия гражданской авиации — Таможня
  • Автобус № 92, маршрут: мкр. Мамыр 1-7 (ул. Момышулы — ул. Шаляпина) — Аэропорт (с заездом на привокзальную площадь аэропорта)
  • Автобус № 106, маршрут: мкр. Мамыр 1-7 (ул. Момышулы — пр. Абая) — пос. Аль-Мерек

Троллейбусные (недействующие)

Ранее до аэропорта курсировали два троллейбусных маршрута. Маршруты были закрыты в конце 1990-х годов. Акиматом города планировалось восстановление маршрутов, но по настоящее время так и не восстановлены.

  • Троллейбус № 13, маршрут: из центра города, по улицам Суюнбая, Хмельницкого, Майлина, конечная Аэропорт.
  • Троллейбус № 17, маршрут: из центра города, по улицам Пушкина, Суюнбая, Шолохова, Зорге, Вокзал Алматы-1, Сейфуллина, Шолохова, Суюнбая, Хмельницкого, Майлина, конечная Аэропорт.

Радиочастоты

На всех частотах авиационного диапазона связь осуществляется с
амплитудной модуляцией сигнала (в режиме «АМ»).

Вещание метеорологической информации

Непрерывная трансляция фактической погоды на аэродроме (обновление каждые 30 минут, при изменении погоды — чаще). Время указывается всемирное (UTC).

служба погоды а/п Алматы частота
АТИС на английском языке 129.8 MHz
АТИС на русском языке 135.1 MHz

Диспетчерские службы

Наименование службы Частота, МГц Резервные частоты, МГц Примечания
Диспетчер Алматы-Контроль (РЦ) 131.4 125.5; 132.1; 132.4; 132.9; 134.6; 135.5
Диспетчер Алматы-Подход (ДПП) 124.8 131.6
Диспетчер Алматы-Круг (ДПК) 120.8
Диспетчер Алматы-Вышка 119.4 124.0 (дежурная частота)
Диспетчер руления (ДПР) 121.7
Диспетчер Алматы-Транзит (ПДСП) 131.9
Диспетчер Алматы-Район (МДП) 134.3
Диспетчер «Переносчик» (аэропорт Боралдай) 118.9
Диспетчер Бишкек-Контроль 132.2
Международная аварийная частота 121,5
Almaty VOR-DME (приводной радиомаяк) 112,30 морзе «ALM»
Almaty VOR-DME (приводной радиомаяк) 116.40 морзе «ATA»

Происшествия

Пожар в здании аэропорта

Здание старого аэровокзала аэропорта сгорело в ночь с 9 на 10 июля 1999 года. Площадь пожара составила 6,12 тыс. квадратных метров.
Сгорели ресторан, зал ожидания, зона регистрации пассажиров, залы прилета и вылета местных авиалиний, бизнес-холл, магазин беспошлинной торговли. Пожарным удалось спасти подвалы, оборудование правительственной связи, здание линейного отделения полиции. Пожар, начавшийся в 23:20 в пятницу, потушили в субботу утром в 6:47. Пожару была присвоена третья категория сложности.

Угроза банкротства

В апреле 2010 года появились сообщения о возможном закрытии аэропорта города Алма-Аты, если не будет решён вопрос взыскания долгов перед Амстердамским торговым банком (АТБ, дочерний банк российского Альфа-банка). Ранее АТБ сообщал, что может забрать имущество аэропорта за долги по кредиту, выданному АО «Международный аэропорт Алматы» в 2007 году. Срок погашения кредита наступил в марте 2009 года. На апрель 2010 года общая сумма задолженности (включая пеню) АО «Международный аэропорт Алматы» перед банком составляет более $38 млн.

В июне 2010 года СМИ сообщили, что аэропорт в общей сложности задолжал кредиторам уже 160 млн долларов — не только банкам, но и поставщикам топлива, и пайщикам, у которых аэропорт выкупал земли для строительства новой взлетно-посадочной полосы.
Нынешнее руководство аэропорта утверждает, что на строительство нового пассажирского терминала прежней администрацией было потрачено свыше 65 млн долларов, хотя, по предварительной смете, расходы должны были составить около 15 млн долларов. При этом терминал до сих пор не достроен. Задолженность по авиационному топливу по состоянию на конец 2009 года составила 5,9 млрд тенге, задолженность перед подрядчиками по новому пассажирскому терминалу — 585 млн тенге, просроченная задолженность перед банками — 9,165 млрд тенге. Серьёзными финансовыми нарушениями сопровождалось и строительство новой взлетно-посадочной полосы, на которую в общей сложности аэропорт потратил 80 млн долларов, хотя затраты должны были быть ниже. Кроме того, лишних 10 млн долларов аэропорт переплатил подрядчику строительства новой гостиницы под брендом Park Inn, которая обошлась воздушной гавани в 16,5 млн долларов, но так и не введена в эксплуатацию.

В конце августа 2010 года было подписано мировое соглашение между АО «Международный аэропорт Алматы» и Амстердамским торговым банком, которому аэропорт задолжал более $38 млн. Бывший президент АО «Международный аэропорт Алматы» Таир Идрисов в сентябре 2010 года объявлен в розыск в связи с тем, что против него возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств АО «Международный аэропорт Алматы» в сумме 58,7 млн тенге.

Авиакатастрофы

4 января 1965 года при посадке потерпел катастрофу Ил-18Б компании «Аэрофлот» рейса Москва — Омск — Семипалатинск — Алма-Ата, в результате чего погибли 64 человека.

22 ноября 1966 года при взлёте потерпел катастрофу Ил-18Б компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Алма-Ата — Семипалатинск — Омск — Москва, в результате чего погибли 2 человека.

24 марта 1969 года при взлете потерпел катастрофу АН-24 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Алма-Ата — Свердловск, в результате погибли 4 человека.

13 января 1977 года при заходе на посадку потерпел катастрофу Ту-104А компании «Аэрофлот» рейса Хабаровск — Новосибирск — Алма-Ата, в результате чего погибли 90 человек.

8 июля 1980 года при взлёте из аэропорта потерпел катастрофу Ту-154Б-2 рейса Алма-Ата — Ростов-на-Дону — Симферополь компании «Аэрофлот». При падении было разрушено несколько жилых домов. Погибло 166 человек — крупнейшая авиакатастрофа за всю историю Казахстана.

30 августа 1983 года потерпел катастрофу Ту-134А компании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту Казань — Алма-Ата. Самолёт столкнулся с горой при попытке осуществить посадку в тёмное время суток. Погибло 90 человек.

29 января 2013 года около 13 часов самолет Bombardier CRJ-200 компании «SCAT», выполнявший рейс DV760 из Кокшетау, при заходе на посадку в условиях тумана потерпел катастрофу на удалении 1,5 км от торца ВПП. Погибли все, кто находился на борту: 21 человек.

Технические данные

Аэродром аэропорта — внеклассный, пригоден для эксплуатации всех типов воздушных судов. В аэропорту имеется 2 взлетно-посадочных полосы:

  • ВПП-1, 4400×60 м, в 1998 году была произведена реконструкция, оснащена новейшими техническими средствами.
  • ВПП-2, 4500×60 м, была открыта 30 сентября 2008 года, оснащена современным аэронавигационным оборудованием. Взлетно-посадочная полоса способна принимать все типы воздушных судов без ограничения, как по максимальной взлетной массе, так и по интенсивности полетов.

На аэродроме также базируется военная авиация (самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30 и другие транспортные).

Ссылка на основную публикацию