Мс-21

История создания самолета МС-21

Работы над созданием МС-21 началась еще в 2002 году. В середине прошлого десятилетия основным проектом российской авиастроительной отрасли был пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. Когда стало очевидным, что проект «Сухой Суперджет» будет успешно реализован, возникла идея создания более крупного авиалайнера, способного конкурировать с продукцией таких мировых гигантов, как Airbus и Boeing.

По замыслу создателей МС-21 должен заменить устаревшие самолеты Ту-154 и другие машины, разработанные еще в советский период. При этом новый лайнер не будет конкурировать с Sukhoi Superjet 100, а, наоборот, будет его дополнять. Считается, что в будущем эти два самолета составят около 80% пассажирского авиапарка нашей страны.

Изначально разработкой новой машины занимались конструкторские бюро Ильюшина и Яковлева, а непосредственное изготовление машин было поручено корпорации «Иркут», которую сегодня можно смело назвать одним из флагманов отечественного самолетостроения. «Иркут» производит боевые самолеты Су-30, учебно-тренировочные Як-130, а также изготавливает для компании Airbus некоторые узлы пассажирских машин. В 2008 году ОКБ им. Ильюшина вышло из проекта и его завершением занялись специалисты конструкторского бюро Яковлева. Нужно сказать, что в создании МС-21 участвовали многие другие российские предприятия, например, уникальное композитное крыло самолета было разработано концерном «Аэрокомпозит», а хвостовое оперение создавалось в ОКБ им. Бериева.

Можно добавить, что МС-21 имеет большее, по сравнению с «Суперджетом», количество российских комплектующих: 80% против 60%.

Авиастроители имели грандиозные планы, в 2009 году заявлялось, что новый самолет взлетит в 2013 году, а к 2020 году начнется его серийное производство. Однако из-за недофинансирования и сложностей, возникших на этапе проектирования, сроки пришлось перенести. В 2010 году в ЦАГИ была проведена продувка двигателей будущего самолета, и даны рекомендации по их дальнейшей эксплуатации.

В 2011 году в руководстве корпорации «Иркут» заявили, что приоритетом разработчиков является создание модификации самолета МС-21-300 с пассажировместимостью 211 посадочных мест, поскольку большинство потенциальных заказчиков интересуются именно этой машиной. Работы над модификацией МС-21-400 (более 200 посадочных мест) и вовсе решили отложить до лучших времен, чтобы вписаться в бюджет программы.

В 2012 году «Иркут» подписал договор о сотрудничестве с Pratt & Whitney – знаменитой американской компанией, занимающейся созданием двигателей для гражданских и военных самолетов. Согласно этому документу, МС-21 планировали комплектовать моторами PW1400G.

В 2012 году состоялась демонстрация проекта самолета с отечественными перспективными двигателями ПД-14. Эту машину планировали изготавливать для российских заказчиков, таких как Министерство обороны, МЧС, ФСБ и др.

В начале 2014 года на Иркутском авиационном заводе началась сборка опытных образцов авиалайнера. Летом того же года в ЦАГИ была проведены испытания крупномасштабной модели самолета.

Несколько месяцев позже вице-премьер Рогозин озвучил дату первого полета лайнера – апрель 2020 года. Однако и с этим сроком получилась промашка: 8 июня 2020 года состоялась только первая презентация лайнера – торжественная церемония выкатки самолета из заводского ангара, чтобы подготовить первый полет машины понадобился еще один год. Первые испытания самолета прошли штатно, летчики высоко оценили пилотажные качества новой машины.

На нынешний момент два самолета МС-21 уже изготовлены, еще восемь находятся в производстве.

Ранее озвучивались планы производителя выпускать по 72 самолета МС-21 в год. Проект начнет приносить прибыль только после продажи 350-го авиалайнера. Еще в 2020 году в «Иркуте» сообщали, что уже имеют твердый пакет заказов на 175 лайнеров, по части из которых уже получены предоплаты. Большинство потенциальных клиентов – это отечественные авиационные и лизинговые компании. Также сообщается об интересе со стороны иранских, индийских и индонезийских компаний. Всего же разработчики планируют реализовать 1 тыс. лайнеров за двадцать лет.

Перспективы развития проекта МС-21

С учетом стоимости МС-21 оцененной в 91 миллион долларов, самолет становится непосредственным конкурентом аэробусам своего класса. В 2017 году корпорация «Иркут» подписала более ста семидесяти контрактов на поставку этих лайнеров, треть из которых заказал национальный авиаперевозчик «Аэрофлот». Первые поставки запланированы на 2018 год.

Уже в ноябре 2017 года дочернее предприятие «Иркут» Иркутский авиазавод завершит ввод новых станций для линий окончательной сборки самолета. В ближайшее время будут изготовлены детали для пяти очередных самолетов серии. Линия будет обладать производственной мощностью в 20 авиалайнеров в год и в течение нескольких лет выйдет на полную мощность.

Необходимо учесть и ряд преимуществ, которые стали возможны благодаря российским инженерам. Так впервые в мире при производстве крупных деталей лайнера была применена инфузионная технология с использованием автоматических линий. Ранее для этих целей применяли препрегово-автоклавный метод, который был существенно дороже.

Проект МС-21 представляет собой перспективную инвестиционную площадку. С учетом затрат из госбюджета, которые составили сто миллиардов рублей эксперты предвидят плановую пятилетнюю окупаемость проекта. В любом случае создание самолетов семейства МС-21 стало прорывом в российском гражданском авиапроме и открыло новую эру отечественного самолетостроения. В условиях санкционной блокады российской экономики западными странами этот шаг, безусловно, еще больше укрепит самостоятельность и авторитет российской экономики на мировом рынке.

Особенности конструкции самолета Як-242 (МС-21)

Конструкторами данного аппарата были разработаны три варианта данной машины. Они отличаются только количеством мест в пассажирском салоне. Первый вариант вмещает 150 человек, второй − 181 человека, а третья модификация может разместить 212 пассажиров. Был разработан вариант машины с большей дальностью полета, которая была увеличена на 1,5 тысяч километров.

Машина была изготовлена как моноплан с низким расположением крыльев. Они имеют стреловидную форму, на них крепятся два пилона для реактивных двигателей. Система шасси представлена тремя опорами. Передняя опора управляемого типа, кроме того, все колеса шасси оснащены тормозными системами. Что касается аэродинамики корпуса, то она схожа с аналогичными машинами данного класса, но имеет некоторые преимущества в том плане, что ставит данный аппарат на порядок выше других.

МС-21 имеет большую ширину в 11 метров, что значительно повышает комфорт в пассажирском салоне. При проектировании самолета были добавлены самые новые системы и конструкции, которые позволяют достичь высоких аэродинамических качеств. При изготовлении данного лайнера задействовано множество новых сплавов и композиционных материалов, что позволяет снизить массу аппарата, при этом конструкция не теряет своих качеств. Стоит отметить, что при использовании данных материалов машина становится значительно менее затратной в эксплуатации.

Для создания крыла к данному самолету была создана компания «Аэрокомпозит», в которой работают лучшие конструкторы в данной отрасли. Крылья машины будут изготовлены из композиционных материалов. При заказе самолета МС-21 можно самостоятельно выбрать тип пассажирского салона и двигателя. Как говорилось ранее, двигатель можно установить иностранный или же отечественного изготовления. Первые серийные самолеты типа Як-242 (МС-21) ожидаются в 2017 году.

При изготовлении данной машины было получено множество преимуществ над аппаратами данного класса. Во-первых, отечественная машина имеет экологические двигатели, великолепные аэродинамические характеристики. Преимуществом над другими машинами является и относительно малый вес всей конструкции самолета. Во-вторых, данная машина может разместить большое количество пассажиров, а такие показатели имеют далеко не все самолеты. Также этот лайнер имеет большую дальность полета при относительно малом расходе топлива. Широкий корпус позволяет разместить более комфортно большое количество людей. Все эти преимущества самолета Як-242 (МС-21) позволяют экономить до 50% затрат в сравнении с аналогичными аппаратами других производителей. При расчетах можно увидеть, что данный аппарат в год будет приносить большую прибыль.

Sukhoi Superjet 100 и МС-21 — Гражданская авиация России

В планах производителей осуществить серийный выпуск данных машин в количестве 72 экземпляров в год. Корпорация «Иркут» планирует изготовлять данную модель пассажирского самолета на протяжении пяти лет. На сегодняшний день просматривается горизонт поставок до 2023 года. По расчетам изготовителей данный проект начнет себя окупать только с 350-ой машины. Изготовление деталей и агрегатов производится одновременно на нескольких заводах, но окончательная сборка − на иркутском заводе.

Як-242 (МС-21) характеристики:

  • Экипаж: 2 человека

  • Длина: 38,25 м

  • Высота: 12,55 м

  • Размах крыла: 36,25 м

  • Площадь крыла: 120 м²

  • Масса взлётная: 64 600 кг

  • Масса снаряжённого самолет: 38 400 кг

  • Максимальная коммерческая нагрузка: 18 000 кг

  • Двигатели: 2 х ПС-90А12 12000 кгс

  • Пассажировместимость: 156- 162 чел.

Лётные характеристики:

  • Крейсерская скорость: 800-850 км/час

  • Дальность полёта: 5000 км

  • Практический потолок: 11100- 11600 м

  • Потребная длина ВПП: 2200 м

ЯК-242 (МС-21). Галерея.

ЯК-242 (МС-21). Видео. 

https://youtube.com/watch?v=n3TnrBX107Y

Предыстория создания самолета нового поколения МС-21

Если российский военный авиапром к началу века уже шагал на уровне мировых достижений, то для гражданской авиапромышленности давно назрела необходимость в модернизации. Аэробус начали разрабатывать еще в начале нулевых в ОКБ имени А.С. Яковлева. За основу была взята конструкция Як-242, который был создан еще в 1995 году. Уже в 2004 году «яковлевцы» влились в состав «Иркута», где, со временем, было сформировано отдельное подразделение знаменитого ОКБ. С учетом современных тенденций инженеры-конструкторы разрабатывали новое семейство пассажирских самолетов. Первый полет МС-21 стал настоящим триумфом российских авиаконструкторов.

В текущей работе над новой революционной для российской гражданской авиации моделью конструкторы использовали потенциал таких известных российских предприятий, как ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ОАК, североамериканских и европейских корпораций. Свою роль сыграли ульяновский и воронежский филиалы корпорации «Иркут».

Особое место было отведено подбору силовой установки. В 2012-м Иркут и Pratt & Whitney договорились о сотрудничестве благодаря чему был поставлен базовый двигатель МС-21 — PW1400G, который в перспективе заменит ПД-14, создаваемый отечественной компанией ОДК. В начале лета 2016 года завершилось создание самолета модели МС-21-300. А на этом историческом фото самолета МС-21 Иркут, сделанном 8 июня того же года запечатлен момент его выкатки.

Презентация МС-21

Летные и технические характеристики самолета МС-21 300

Самолет получил одну из самых продвинутых конструкций планера из всех существующих на сегодняшний день. По объему примененных композиционных материалов он уступает Airbus A350 XWB, который состоит из полимеров уже более чем наполовину.

Впервые в России при строительстве лайнера было применено так называемое черное крыло, технология с применением карбоновых композиционных материалов. Она помогла существенно снизить массу крыла самолета при этом сохранила показатели по прочности, а аэродинамика только улучшилась. По такому же принципу спроектировано хвостовое оперение и ряд других деталей воздушного судна. В ближайшем будущем этот самолет останется пока единственным в своем классе, где котором применена такая технология. В создании этого ноу-хау приняли участие концерн Аэрокомпозит и ОНПП Технология. В основу фюзеляжа легли традиционные алюминиевые сплавы. Его разрабатывали и создавали в корпорации Иркут и ОКБ Яковлева.

Базовая установка оснащена парными реактивными разнотяговыми двигателями. Это наиболее современные на сегодняшний день агрегаты, которые используют ведущие авиастроители мира в самых последних разработках самолетов. Российские аналоги — ПД-14 сегодня проходят испытания. После получения сертификации они будут запущены концерном Авиадвигатель в массовое производство. Для российского авиапрома это также революционная разработка. Для самого тяжелого представился серии МС-21-300 будет разработана модификация двигателя ПД-14А с тягой 14.000 тс.

Новым словом в гражданском авиастроении стала и «стеклянная» кабина самолета. Она составлена из нескольких (а точнее, пяти) мультифункциональных дисплеев. Пилоты для подключения к общему интерфейсу снабжены электронными планшетами. Для управления используются боковые ручки – сайдстики. Кабина может быть дополнительно оборудована:

  1. Индикаторами, отображающими текущие полетные данные на лобовом стекле как раз напротив лица пилота.
  2. Синтетическим видением, способным сформировать актуальный виртуальный образ лайнера, если видимость снижается до недопустимых показателей.

Кабина и основная часть авионики спроектированы в КРЭТ при содействии Rockwell Collins. На сегодняшний день разработаны и внедрены две модификации МС-21 и одна модификация будет подготовлена в ближайшее время.

Перспективная модель МС-21-400 станет еще более усиленной версией 300-й. Модификация получит следующие характеристики:

  • вместительность: 230 пассажиров;
  • взлетная масса: максимально 87.2 тонны;
  • двигатель дефорсированный ПД-14М с тягой до 15.6 тс.

В реальной перспективе будет проводиться подготовка и более мощных модификаций самолета семейства М-21 с расчетом получения максимально возможной дальности полета, вместимости салона и других полезных характеристик.

Основные особенности конструкции МС-21

Конструкторам удалось внедрить целый ряд новаций и обеспечить тем самым превосходные качества МС-21 в аэродинамике, экономичности, надежности и экологичности. Заметим, что новый лайнер на сорок процентов состоит из композитных материалов, что позволило значительно уменьшить его вес. Современный бортовой комплекс обслуживания, который можно увидеть на фото кабины МС-21 в галлерее выше, позволяет осуществлять стопроцентный контроль за техническим состоянием самолета и его надежную навигацию.

В новом самолете конструкторы, прислушиваясь ко мнению будущих потребителей, применили новационную возможность перекомпоновки салона за счет увеличения диаметра фюзеляжа. На фото салона МС-21 заметно на сколько комфортно выглядит самый большой в мире салон аэробуса. Специально сконструированные кресла рассчитаны на людей различной комплектации, а также для людей с ограниченными возможностями. Именно эта ключевая особенность позволила представить авиалайнер в двух модификациях МС-21-200. Первая была спроектирована с расчетом на 165 пассажиров в экономичном классе. Вторая МС-21-300 могла вместить уже 200 пассажиров в уплотненном варианте салона.

Дизайнеры постарались сделать освещение салона более естественным за счет больших иллюминаторов. Не последняя роль отведена и системам контроля за давлением, микроклиматическими условиями и температурным режимом в салоне. Внедренные технологии позволяют эксплуатировать лайнер во всех климатических зонах вне зависимости от сезона.

Особое внимание уделили безопасности воздушного судна. Летные испытания МС-21 подтвердили все параметры соответствия международным нормам безопасности для гражданских самолетов

К слову, для этих испытаний в России специально была создана новая стендовая база.

Новости 32

3 октября 2019 12:44

В Жуковском аварийно сел новейший пассажирский самолет МС-21

Новейший пассажирский самолет МС-21−300 совершил утром 3 октября аварийную посадку в Жуковском, она прошла в штатном режиме

16 сентября 2019 17:00

Новейший самолет МС-21 совершил первый международный перелет

Новейший российский самолет МС-21 успешно совершил первый международный перелет

16 сентября 2019 12:12

В ОАК рассказали о зарубежной премьере МС-21

В Объединённой авиастроительной корпорации назвали место зарубежного «дебюта» новейшего российского среднемагистрального лайнера МС-21

5 сентября 2019 08:49

Глава Минпромторга рассказал о спросе на МС-21

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал журналистам о спросе на российский среднемагистральный самолёт МС-21

27 августа 2019 15:45

В правительстве рассказали, когда начнётся серийное производство МС-21

Вице-премьер России Юрий Борисов рассказал журналистам, что начало серийного выпуска нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 должно начаться в будущем году

27 августа 2019 15:42

Новейший самолет МС-21 впервые поднялся в воздух перед широкой публикой

Новейший российский самолет МС-21 27 августа принял участие в летной программе авиасалона МАКС-2019

7 июля 2019 11:43

В России анонсировали испытания МС-21 с отечественным двигателем

Юрий Борисов — вице-премьер России — заявил, что Иркутский авиационный завод создаёт еще два опытных пассажирских самолёта среднемагистрального класса МС-21, один из которых пройдёт испытания с российским двигателем ПД-14

15 марта 2019 13:43

В Кремле поддержали закупку МС-21 вместо американских Boeing

В Кремле поддерживают закупку российскими авиакомпаниями отечественных самолетов МС-21 вместо американских Boeing

18 февраля 2019 17:46

Старт серийного производства МС-21 перенесли из-за отсутствия материалов

Старт серийного производства среднемагистрального самолета МС-21 переносится из-за прекращения поставок из Америки и Японии материалов для композитного «черного крыла» лайнера

28 января 2019 14:30

Власти выделяют 1,6 млрд рублей на проект самолета МС-21

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении в 2019 году 1,6 миллиарда рублей субсидий на проект среднемагистрального самолета МС-21

10 января 2019 12:55

Власти не видят проблем в постройке МС-21 из-за санкций

Санкции не помешают России довести до конца создание среднемагистрального самолета МС-21

26 сентября 2018 15:31

Европейские испытатели протестировали российский самолёт МС-21−300

Два лётчика-испытателя и инженер-испытатель Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) совершили тестовый полёт на новом российском самолёте МС-21−300

12 мая 2018 10:41

В Иркутске испытали второй образец нового пассажирского лайнера

12 мая в Иркутске совершил свой первый полёт второй лётный образец нового российского пассажирского лайнера МС-21

7 февраля 2018 10:47

Стало известно, когда второй МС-21 начнёт лётные испытания

Второй экземпляр пассажирского самолёта МС-21 приступит к лётным испытаниям в марте текущего года

1 февраля 2018 16:55

«Аэрофлот» объявил о покупке 50 новейших самолетов МС-21

«Аэрофлот» и «дочка» «Ростеха» лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» подписали твердый контракт на поставку 50 новых пассажирских самолетов МС-21−300

Самый широкофюзеляжный из всех узкофюзеляжных

МС-21 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов (4,06 м), что обеспечивает пассажирам качественно новый уровень комфорта.  Проход между креслами в зависимости от их типа составляет от 50,55 см до 57,15 см.  Это позволяет свободно передвигаться по салону во время сервисного обслуживания в полете, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки. 

Большие иллюминаторы МС-21 увеличили естественную освещенность салона. Улучшен микроклимат в самолете: давление приближено к естественному, установлены система увлажнения воздуха и новейшие биологические фильтры, предусмотрены три зоны регулирования температуры. Кабина пилотов выполнена в соответствии с самыми современными требованиями эргономики, что должно снизить утомляемость экипажа. 

В конструкции МС-21 использованы современные материалы, в том числе композиционные, доля которых превышает 30%, что уникально для самолетов этого класса. Благодаря широкому использованию композитов удалось заметно снизить вес самолета. Передовая конструкция крыла обеспечила ему значительные преимущества в аэродинамике.

Бортовая система технического обслуживания, охватывающая 100% систем самолета, повысила его надежность и сократила время простоев. МС-21 выходит на рынок с двумя типами двигателей последнего поколения: американским PW1400G-JM и российским ПД-14. Установка того или иного двигателя определяется желанием заказчика. Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла.

МС-21, головным разработчиком которого является корпорация «Иркут», создается в широкой кооперации предприятий ОАК. Активное участие в работе принимают холдинги Ростеха, чьи предприятия производят более половины авионики авиалайнера, обеспечивают титаном и композитными материалами, а Объединенная двигателестроительная корпорация является поставщиком двигателей ПД-14.  

Маркетинг

Объединенная авиастроительная корпорация активно прорабатывает вопросы маркетинга. Приглашен ряд зарубежных партнеров для реализации этого амбициозного проекта. На последнем Парижском международном авиационно-космическим салоне в Ле-Бурже на стенде OAK центральное место занимали модели семейства МС-21. Фото самолета опубликовали ведущие мировые издания в качестве образца современного, удобного и эстетически привлекательного авиалайнера

На салоне МАКС к программе МС-21 было привлечено повышенное внимание специалистов и ведущих компаний, планирующих принять участие в ее реализации

Технология производства

Магистральный самолет МС-21 разрабатывает завод корпорации «Иркут» (Иркутск). Цеха укомплектованы современным оборудованием. Предприятием освоены ключевые технологии и компетенции производства МС-21. В качестве автоматизированной линии окончательной сборки будет использоваться система Durr Systems. В строй уже введены 13 сборочных станций. При производстве опытных самолетов используются серийные технологии. Ключевые компетенции:

  • Изготовление трубопроводов.
  • Изготовление дверей.
  • Производство панелей фюзеляжа и других компонентов.

Разработан комплекс техсредств для обучения экипажей. Он включает компьютерные классы и тренажеры (полно-пилотажный, процедурный, всю линейку тренажеров по аварийно-спасательной подготовке, а также тренажер процедур технического обслуживания).

Модификации самолета МС-21

Как уже было сказано выше, МС-21 – это целое семейство пассажирских самолетов. В его состав входит несколько модификаций, имеющих очень высокую степень унификации:

  • МС-21-200. Считается самой «младшей» версией самолета. Ее пассажировместимость составляет 165 пассажиров в одноклассной компоновке. Взлетная масса машины составляет 72,5 т, планируется, что она будет оснащена двигателями ПД-14А или PW1428G. Авиаперевозчики проявили к МС-21-200 меньший интерес, чем к базовой модификации, поэтому ее производство будет начато позже;
  • МС-21-300. Это базовая модификация самолета. Она имеет фюзеляж на 8,5 м длиннее, чем МС-21-200. Пассажировместимость данной модели может достигать 211 человек в одноклассной компоновке. Взлетная масса машины составляет 79,2 т, она оснащается двигателями PW1431G или ПД-14. Данная модификация самолета вызвала наибольший интерес среди потенциальных покупателей, поэтому серийное производство начнется именно с нее. Опытные образцы лайнера представлены модификацией МС-21-300;
  • МС-21-400. Увеличенная версия авиалайнера. Отличается от базовой модификации увеличенными размерами фюзеляжа и крыла, также, вероятно, будет иметь четырехколесную тележку шасси (по другим источникам еще и шасси с четырьмя стойками). Пассажировместимость МС-21-400 будет составлять 230 человек, взлетная масса самолета – 87,2 тонны. Лайнер планируется оснастить форсированным двигателем ПД-14М. Из-за довольно серьезных изменений, которые было необходимо внести в конструкцию МС-21-400 по сравнению с базовой моделью, разработка этого самолета была отложена.

В случае успешного старта нового проекта российские авиастроители планируют значительно расширить семейство МС-21, добавив в него самолеты с большей дальностью полета и пассажировместимостью. Будут ли они реализованы, покажет ближайшее будущее.

Впечатления пилотов

После приземления на взлетно-посадочную полосу аэродрома Ататюрка, самолет заехал на стоянку воздушных судов. Здесь его встречали представители российской делегации, сотрудники ОАК, корпорации «Иркут» и журналисты. По трапу к встречающим спустились командир воздушного судна Василий Севастьянов, второй пилот Олег Мутовин, начальник штурманской службы КБ «Яковлев» Сергей Кудряшев и ведущий инженер по летным испытаниям воздушных судов — бортовой оператор Николай Фонурин.

Севастьянов рассказал ТАСС, что перелет прошел хорошо, замечаний «никаких по самолету нет».

«Мы готовили самолет и рассчитывали, как он отработает и что от него ожидать. И это все подтвердилось», — сказал он. «Мы уже достаточно много летаем, знаем чего от самолета ожидать, летать с каждым разом все легче. Никакого напряжения с этим полетом нет. Конечно, были какие-то опасения: буквально перед полетом обновили программное обеспечение. Но все хорошо», — сообщил он, объяснив, что пока идут испытания, ПО будет постоянно обновляться.

По словам Мутовина, во время полета российские диспетчеры несколько раз переспрашивали на каком типе воздушного судна совершался полет.

«Впечатления от полета очень хорошие. Правда в Жуковском нас немного потрясло, там сейчас фронт подошел. Но мы в самолете уверены, спокойно прошли через облачность и где-то с середины России до Турции летели в хорошую погоду. Все системы работали, затруднений у нас полет не вызвал, — сказал он

— К нам было повышенное внимание, и в России, и в Турции диспетчерские службы нас несколько раз запрашивали тип самолета, хотя в заявке все указано, в России диспетчеры желали нам удачи и в голосе чувствовалась гордость»

Ссылка на основную публикацию