Самый быстрый самолет в мире

МиГ-31

Продолжим изучение самого быстрого самолета среди отечественных аналогов. Конструкторское бюро Микояна закончило разработку большого двухмоторного сверхзвукового истребителя-перехватчика в 1975 году. Буквально сразу же были произведены первые летные испытания. На вооружение воздушно-военных сил СССР техника поступила в 1982 г.

Скоростной показатель машины достигает 3463 км/ч. Уникальность техники заключается в ее возможности достижения сверхзвуковых параметров, причем движение можно осуществлять на низкой высоте. По справедливости – данный истребитель является одним из лучших и быстрых модификаций в своем роде.

Самый быстрый пассажирский самолет в мире

Самым скоростным самолетом в гражданской авиации является советский ТУ-144, максимальная скорость которого составляет 2430 км/ч. Его разработка пришлась на 60-е годы, а первый полет провели в предверии Нового Года – 31 декабря 1968 г. Википедия сообщает, что таким образом советские конструкторы из бюро Туполева на 2 месяца опередили мировую премьеру знаменитого французского Конкорда. Через пять месяцев, в начале июня 1969 года, Ту-144 покорил новую вершину – на высоте в 11 километров развил скорость, превысившую скорость звука. Всего было построено 16 сверхзвуковых «тушек», в совокупности выполнили более двух с половиной тысяч вылетов.

В биографии сверхзвукового ТУ-144 были и трагические моменты. В июне 1973 года во Франции проходила авиационная выставка, на которой присутствовало детище КБ Туполева. Выполняя демонстрационный полет, русский самолет выполнил чересчур резкий маневр, что стало причиной его падения и последующей гибели 6 человек экипажа, а также 8 людей на земле. Точную причину трагедии не установили, по одной из версий, летчиков из СССР сбило с толку появление французского Миража, целью которого было сделать несколько фото. По другой версии, во время записи документального видео в кабине самолета командир корабля генерал-майор В.Н. Бендеров выронил камеру и она заклинила штурвальную колонку, что привело к падению.

Перевозка пассажиров при помощи ТУ-144 была нерентабельной ввиду больших затрат на обслуживание и заправку самолета. Руководству страны пришлось делать выводы о необходимости приостановки перевозки граждан на сверхзвуке. Самым быстрым пассажирским самолетом в мире на долгие годы стал французский Конкорд, который перевез более 2-х миллионов человек.

Гиперзвуковые летательные аппараты сейчас преобладают в военной авиации, Россия как преемница СССР также представлена в рейтинге высокоскоростных самолетов.

Ту-160

Ту-160

Среди современных бомбардировщиков первенство не только по скорости, но и по боевым возможностям принадлежит стратегическому ракетоносцу Ту-160. Его эксплуатация ВВС СССР началась в 1987 году. Наиболее важными характеристиками самолёта стали:

  • дальность полёта – 13950 км.;
  • тяга двигателей НК-32 на форсаже – 4х25000 кгс.;
  • боевая нагрузка – 45 т.
  • Максимальная скорость полёта составляет 2300 км/ч.

Обновлённый Блэк Джек (классификация НАТО), он же: “Белый Лебедь”, Ту-160М, получил цифровой комплекс авионики, новое радиоэлектронное оборудование. Первый испытательный полёт новой машины состоялся в январе 2018 года. Комплект боевой нагрузки дополнен полутонными высокоточными авиабомбами ОФАБ-500У. Упор сделан на принципиально новую техническую базу внутри исключительно удачного планера. Следующая модификация, Ту-160М2, должна быть оснащена бесплатформенной инерциальной системой навигации. Цифровым управлением будут оборудованы и другие важные узлы самолёта: контроля расхода топлива; управления вооружением; РЭБ.

Силой мысли человек постоянно отодвигает границы познания всё дальше и дальше. На какой скорости он остановится – неведомо никому. Военные самолёты сегодня редко летают со скоростью, превышающей 2500 км/ч. Поэтому приведённый выше перечень будет пополняться крайне редко.

Несколько вариантов одного воздушного судна

На пятой позиции располагается самый быстрый самолет в мире российского производства. Речь идет о МИГ-25. Максимальная скорость, которой может добиться пилот, управляя данной моделью, равна 2 тысячам миль/час. Подобный летательный аппарат можно увидеть в нескольких вариантах. Одна из первых интерпретаций свой вылет совершила в 60-х годах 20 века. Прославилась эта модель тем, что смогла сбить бомбардировщик марки US B-70. Ко второму варианту следует отнести модель, которая поднялась впервые в воздух в 70-х годах. Вне зависимости от того, что подобные летательные аппараты обладали некоторыми сложностями в вопросе маневрирования, им все же получалось уходить от ракет марки 10 Gulf War F-15.

Интересные факты

В истории сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144 присутствуют трагические моменты. В 1973 году детище конструкторского бюро Туполева выполняло демонстративный полет. В результате резкого маневра машина упала. При этом погибли шесть членов экипажа и 8 наблюдателей, находившихся на земле.

Имеется несколько версий возникновения трагедии. По одной из них, летчиков ТУ-144 дезориентировал французский «Мираж», из которого велась фотосъемка. Другая причина указывается в ключе неаккуратности пилотов советского аппарата, один из которых уронил видеокамеру, что привело к заклиниванию системы управления.

В любом случае, транспортировка пассажиров на указанном лайнере была нерентабельной по причине больших затрат на обслуживание и горюче-смазочные материалы. Продолжение работ над этой моделью было приостановлено. После этого длительное время самым быстрым самолетом в гражданской авиации был французский «Конкорд».

Lockheed SR-71A

Lockheed SR-71A

28 июля 1976 года два пилота ВВС США, майор Дж.Т.Морган и капитан Э.В.Джорш подняли с аэродрома военно-воздушной базы Бил в Калифорнии уникальный самолёт SR-71A Blackbird. На замкнутом 25-километровом маршруте высотный стратегический разведчик «Чёрный дрозд» установил официальный рекорд скорости для серийных военных самолётов с прямоточными двигателями – 3529,56 км/ч.

Корпус машины был изготовлен из титанового сплава. Впрочем, это не спасало от рекордного нагрева на высоких скоростях. Поэтому эксплуатационная база была ограничена всего 32 построенными самолетами. Да и стоил самолёт, введённый в строй в 1964 году, фантастически дорого. Решение о выводе из эксплуатации было принято после ввода в строй советского высотного перехватчика МиГ-31.

Lockheed YF-12

Lockheed YF-12

Перед пилотами прототипа YF-12, спроектированного в 1963 году инженерами фирмы Lockheed, Минобороны США поставило единственную задачу – развить рекордную скорость. Во время испытательных полётов самолёт показал на высоте 27,6 км результат 3,35 Маха, или 4100,4 км/ч. Для тестирования использовался секретный полигон «Зона 51» (ныне авиабаза Эдвардс).

Для ВВС эти исследования имели единственное практическое значение: разведывательный летательный аппарат на такой скорости и высоте не могла сбить ни одна ракета. Кроме военного ведомства заказчиком испытательных полётов на YF-12 было космическое агентство NASA. Программа исследований, во время которой было построено три прототипа, закрыта в 1979 году.

Гиперзвуковая мощь

Но существуют воздушные судна, скорость которых превышает и этот показатель – гиперзвуковые самолеты. Гиперзвуковыми называют аппараты, которые в полете способны развивать скорость, в несколько раз превышающую скорость звука.

Еще одним критерием, который вызывает постоянные споры, является способ управления аппаратом. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что самолетами могут именоваться только те судна, управление которыми осуществляет человек. В соответствии с другой точкой зрения, беспилотники также можно относить к числу самолетов. Такое разделение можно считать вполне оправданным, так как беспилотные машины обладают более совершенными техническими характеристиками. Также предметом спора является возможность самолета взлетать самостоятельно или с использованием других мощных носителей.

Как бы то ни было, большая часть исследователей придерживается единого мнения, согласно которому, определяющим фактором в отнесении той или иной модели к числу гиперзвуковых является максимальная скорость самолета, которую он может развивать, находясь в воздухе. Такой подход позволяет в несколько раз расширить список моделей гиперзвуковых летательных аппаратов, разработками которых занимаются инженеры со всех уголков света. Безусловно, многим интересно, какой самый быстрый самолет в мире уже рассекает небесное пространство, и какими характеристиками он обладает.

МиГ-25

МиГ-25

МиГ-25 – самый скоростной боевой самолёт в истории авиастроения, предназначенный для непосредственного контакта с машинами вероятного противника. Радары слежения однажды засекли полёт разведывательного Foxbat (классификация НАТО) B со скоростью 3395 км/ч.

Техническое описание самолёта содержит данные о том, что он может развивать скорость, равную 3,2 Maxа – 3916,8 км/ч. На Е-266 (конструкторский код Миг-25П) установлено множество рекордов. Одно из достижений остаётся непревзойдённым до сегодняшнего дня. 21 августа 1977 года лётчик-испытатель, Герой Советского Союза А.В.Федотов поднял перехватчик без груза на высоту 37650 метров.

F-15 Eagle

Основные сведения об одном из самых быстрых самолетов приведены ниже:

  • Разновидность машины – истребитель-перехватчик.
  • Производитель – компании McDonnell Douglas, Boeing Defense, Space & Security (Соединенные Штаты Америки).
  • Начало производства – 1976 г.
  • Скоростной предел – 3065 км/ч.

Конструирование рассматриваемого самолета было закончено еще в шестидесятых годах прошлого столетия. Аппарат представляет собой двухмоторный истребитель, который предназначен для захвата и поддержание боевого превосходства во время воздушных сражений. На вооружение армии США агрегат приняли в 1976 году, где он и остается до сих пор. Кроме того, техника используется армиями Израиля, Японии, Саудовской Аравии, Турции.

Истребитель и перехватчик американского производства

Реактивный истребитель 4-го поколения РЭО F-14 «Томкат» был спроектирован в Америке еще в 1970 году. Он характеризуется изменяемой геометрией крыла, значительной емкостью топливного бака. Кроме того, в нем используется система управления вооружением. Именно за счет нее данный истребитель получил возможность отражения ракетных ударов по корабельным группировкам.

Следующая модель — РЭО «Супер Томкат» F-14D. Это последняя модель реактивного самолета-перехватчика. О его разработке задумались в то время, когда возникла необходимость обнаружения и уничтожения вражеских летательных аппаратов в ночное время суток. Ко всему прочему, на самолете данной модели можно было совершать вылеты вне зависимости от погодных условий.

#1 МиГ-25 / Россия

Максимальная скорость: 3 089 км/ч

И вот он — самый быстрый истребитель, который все еще находится в эксплуатации!

МиГ-25, вероятно, также является одним из самых уникальных истребителей здесь. Микоян построил его исключительно как самолет-перехватчик и разведчик, используя нержавеющую сталь. Названный Foxbat силами НАТО, это был последний самолет, разработанный ушедшим в отставку Михаилом Гуревичем.

Основной задачей МиГ-25 была защита советского воздушного пространства. Его главная цель состояла в том, чтобы перехватить любой потенциальный самолет НАТО, заходящий или шпионящий над советским воздушным пространством.

Западные державы изначально были впечатлены конструктивными особенностями МиГ-25. Однако когда советский пилот Виктор Беленко перешел на сторону США на своем МиГ-25, американцы поняли, что истребитель имеет несколько недостатков в конструкции. Прежде всего, он был не таким маневренным, как сначала показалось. Он был очень тяжелым, поэтому на нем должны были быть большие крылья.

Как бы то ни было, Советы испытывали МиГ-25 в 1964 году. После первоначальных испытаний истребитель поступил в эксплуатацию в 1970 году. После 20 лет производства, с 1964 по 1984 год, Микоян прекратил производство. Всего было построено 1186 истребителей.

Bell X-2

Bell X-2 3380 замыкает тройку самых быстрых самолетов. Американские военно-воздушные силы совместно с NASA занялись его созданием в далеком 1949 г. Эта модель самолета изначально была предназначена для проведения экспериментов для получения данных в сфере аэродинамики и термодинамики. Его испытания основывались на получении результатов при полете на скоростях равных М=3. При конструировании решено было его оснастить реактивным жидкостным двигателем с развивающей тягой 900 кг. При наличии такой мощной силовой установки конструкторы планировали подняться на высоту в 40-65 км.

Главное отличие этой модели от предшественников — это наличие низкорасположенного крыла стреловидной формы. Весь корпус несущей части крыла был выполнен из нержавеющей стали. Так как данный самолет предусматривает полеты на больших высотах, то для эвакуации экипажа была применена система полного отсоединения кабины. Комплектация кабины выполнена из материалов, выдерживающих сильное охлаждение, а также высокие температуры.

Полет, выполненный в 1956 году 25 июля показал очень высокие результаты по скорости – 3000 км/ч. В то же году был рекорд по высоте полета, который составил около 38000 м. Максимально развитая скорость равна 3380 км/ч.

Интересные факты

  • В 1910 году во время Международной авиационной выставки в Лос-Анджелесе Уильям Боинг просил покатать его на самолёте, но получил отказ. Разочарованный, он вернулся домой в Сиэтл и основал компанию «Боинг».
  • Самый большой в мире пассажирский самолет – «Airbus A380». Этот двухэтажный реактивный лайнер с четырьмя двигателями совершил первый полет 27 апреля 2005 года.
  • Самый маленький в мире реактивный самолет – «BD-5 Micro». Размах крыльев составляет 4-6,5 метров, а весит самолет 160 кг.
  • Английский — международный язык полетов. Диспетчеры и пилоты на международных рейсах должны говорить по-английски.

Реактивный самолет «BD-5 Micro»

  • По статистике 80% авиакатастроф случаются в первые 3 минуты после взлета и в заключительные 8 минут перед посадкой.
  • В некоторых самолетах есть секретные спальни для экипажа. На дальних рейсах экипаж работает по 16 часов в сутки. Чтобы сотрудники отдыхали, в самолетах «Boeing 777» и «Boeing 787 «Dreamliner» есть крошечные спальни — небольшие комнаты с кроватями и ванной.
  • Выключают свет при посадке на случай, если авария произойдет в ночное время. Глаза пассажиров уже успеют привыкнуть к темноте, и людям будет легче ориентироваться в пространстве при эвакуации. Также пассажиров просят открыть шторки иллюминаторов, чтобы в случае аварийной ситуации стюардессы видели, что происходит за бортом, и могли выбрать сторону для эвакуации.

Двигатель самолета «Boeing 787 «Dreamliner»

  • Для полета достаточно одного двигателя. Например, «Boeing 787 «Dreamliner» продержится на одном двигателе 300 минут.
  • Инструктируя пассажиров по технике безопасности, стюардессы показывают, как работает кислородная маска, но не говорят, что срок ее действия 15 минут. Столько времени потребуется, чтобы восстановить нормальное давление в самолете. В аварийной ситуации пилот опускает судно на 3 км над уровнем земли, где пассажиры могут нормально дышать. Этот спуск занимает меньше 15 минут. Кислородные маски выпадают, когда самолет резко теряет высоту.
  • Белые линии от самолета в небе — следы конденсации. Двигатель самолета выпускает пар, образующийся при сгорании топлива. Когда этот пар выходит из выхлопных труб и соприкасается с холодным воздухом в верхних слоях атмосферы, он оставляет следы.

Последние статьи

  •   Ошибки, которых следует избегать, чтобы блинчики получались пышными и вкусными сегодня, 13:50
  •   Маленькие хитрости при создании образов, которые помогают женщинам выглядеть моложе своих лет сегодня, 12:04
  •   Дома-цистерны: кто и почему в них жил при Советском Союзе сегодня, 10:49
  • +2   Как удалить нагар с противня, спасти пересоленное блюдо и другие кухонные лайфхаки сегодня, 09:18
  •   3 блюда из куриного филе, которые практически «сами готовятся», а на вкус как ресторанные сегодня, 08:01
  •   17 самых «выгодных» акций, которые заставят смеяться до слез 17.05.2020, 23:20
  •   Нет — пластику и шкафам с хламом: 17 свежих идей оформления стандартного узкого балкона 17.05.2020, 23:04
  •   Зачем в СССР мальчиков и девочек заставляли носить лифчики 17.05.2020, 22:23
  •   7 архитектурных шедевров, которые сбивают с толку странной красотой 17.05.2020, 20:44
  •   Зачем автомобилисты возят в бардачке перекись водорода 17.05.2020, 19:00

Все статьи

Гражданская авиация

Это авиация, используемая в целях воздушных перевозок населения и грузов. Конечно, самолеты, используемые в мирных целях, не развивают сверхскорости, в них наиболее ценится безопасность и комфорт перевозки. Тем не менее, среди привычных пассажирских самолетов тоже есть рекордсмены.

10 место — «Ту-154» (максимальная скорость — 920 км/ч)

«Ту-154» начал эксплуатироваться в 1972 году и продолжает трудиться в небе и по сей день. Советский трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для полетов средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров, был разработан КБ Туполева в 1960-ых годах в СССР. 

«Ту-154»

Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца 2000-ых годов оставался основным самолетом на маршрутах средней дальности.

9 место — «Bombardier Global 6000» (934 км/ч)

Изящный и элегантный самолет разработан канадской компанией «Bombardier Aerospace». На «Bombardier Global 6000» можно без дозаправки преодолеть расстояние от Нью-Йорка до Токио. Самолет специально разрабатывался как борт для перевозки важных персон. 

«Bombardier Global 6000»

Благодаря конструкторским особенностям, взлетает и садится на небольших аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Пассажирами этого самолета являются как первые лица государств, так и самые богатые люди в мире.

8 место — «Dassault Falcon 7X» (951 км/ч)

«Dassault Falcon 7X» — первый в мире гражданский самолет, разработанный и спроектированный в виртуальной среде. Задача, которая была поставлена конструкторам, — создать комфорт 12 пассажирам с расчетом на 13-часовой беспосадочный перелет. 

«Dassault Falcon 7X»

С задачей «Dassault Aviation» справились, что в итоге отразилось на популярности этих самолетов для авиаперевозок высокопоставленных правительственных и частных лиц.

7 место — «Boeing 787 «Dreamliner» (954 км/ч)

«Boeing 787 «Dreamliner» — современный авиалайнер, который перевозит миллионы пассажиров. Эксплуатировать этот воздушный лайнер начали недавно, с конца 2011 года. 

«Boeing 787 «Dreamliner»

На сегодня около 500 самолетов этой модели ежедневно трудятся, перевозя пассажиров между странами и континентами.

6 место — «Airbus A380» (1020 км/ч)

«Airbus A380» — рекордсмен среди самолетов гражданской авиации. Этот двухпалубный авиалайнер вмещает на борту 853 пассажира. Совершает беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 километров. 

«Airbus A380»

«Airbus A380» считается самым доступным в мире авиатранспортом для сверхдальних перелетов, а также самым большим в мире пассажирским самолетом.

5 место — «Boeing 777» (1036 км в час)

Широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний большой протяжённости. Самолет разработан в начале 1990-ых, совершил первый полёт в 1994 году. 

«Boeing 777»

Вмещает от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салона, и имеет дальность полёта от 91 00 до 17 500 километров. На «Boeing 777» установлен рекорд дальности для пассажирских самолётов: 21 601 километров.

4 место — «Cessna Citation X» (1127 км/ч)

На его долю приходится основная часть чартерных рейсов. Создан был американскими авиаконструкторами в середине 90-ых годов и эксплуатируется по сей день. 

«Cessna Citation X»

Огромное количество деловых людей полюбили «Cessna Citation X» за комфорт, надежность и, конечно же, высокую скорость полета.

3 место — «Cessna Citation X+» (1153 км/ч)

На сегодня «Cessna Citation X+» является популярным деловым самолетом. Модель «Citation X» была усовершенствована в начале 2000-ых на фоне повышенного спроса на индивидуальные авиаперелеты. 

Обновленная модель лайнера получила название «Cessna Citation X+».

2 место — «Concorde» (2179 км/ч)

«Concorde» впервые поднялся в небо в марте 1969 года и эксплуатировался до конца 2003 года. 

«Concorde»

На борту этих британо-французских самолетов успели побывать 4 миллиона пассажиров, которые за считанные часы пересекали океан и получали незабываемые впечатления от сверхскоростного перелета между континентами. В 70-80-ые годы прошлого века это была фантастика.

1 место — «Ту-144» (2430 км/ч)

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-ые годы. 

«Ту-144»

Первый и один из двух в мире (наряду с британо-французским «Конкордом») сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. «Ту-144» называли главным чудом советского авиастроения.

Опасная конкуренция

Отдельного рассмотрения заслуживают китайские гиперзвуковые разработки WU-14. По сути, WU-14 является управляемым планером, размещаемым на межконтинентальной баллистической ракете. Ракетный комплекс запускает аппарат в космос, откуда он резко пикирует вниз, при этом набираю невероятную скорость. Во время проведения тестирования этот аппарат смог развить скорость, превысившую отметку в 12 000 км/ч. Но многие исследователи придерживаются мнения, что данная разработка относится не к классу самолетов, а подлежит классификации в качестве боеголовки.

Ссылка на основную публикацию